Дата: 25/09/2007 | Читали: 2387355 раз | Раздел: Здоровье ребенка | Все статьи
В течение первого года жизни ребенка регулярно осматривает невролог и на основании наблюдений – проверки рефлексов, тонуса, реакций – делает выводы, соответствует ли развитие ребенка нормам, обязательным для его возраста. Чтобы вовремя исключить многие проблемы, грудничкам рекомендуется сделать нейросонографию – УЗИ головного мозга: метод позволяет заметить признаки будущей задержки развития на раннем этапе.
Задержка развития – эта проблема комплексного характера, ее слагаемые моторика, речь, эмоции, интеллект. Отставание в одной из сфер обычно ведет к нарушениям в другой. Врачи различают задержки психосоматического, психоречевого и речевого развития ребенка.
Задержка развития – процесс, как правило, обратимый. Даже если темп развития по разным причинам замедлен, при надлежащем лечении и внимательном родительском отношении ребенок догонит своих сверстников.
Причины отставания:
• Чаще всего причиной задержки развития являются перинатальные проблемы, возникшие во время беременности. Особенно в 1-м триместре, когда происходит закладка и формирование наиболее важных систем организма будущего человека, в том числе и мозга.
• К наиболее опасным факторам относятся острые (краснуха, грипп, паратит, ветрянка) и хронические (токсоплазмоз) инфекции. Причиной осложнений могут стать некоторые лекарственные препараты, например, антибиотики, которые мама была вынуждена принимать для лечения, а также радиоактивное или рентгеновское облучение. Эндокринные заболевания, тяжелые токсикозы, нарушение витаминного баланса могут приводить к гипотрофии («недокорму») или гипоксии (кислородному голоданию) плода, а в будущем аукнуться отставанием в развитии.
• Роды – тоже опасный момент, особенно если они были тяжелыми, сопряженными с длительной гипоксией или острой асфиксией плода.
• Перенесенная до 1,5-2 лет тяжелая инфекция, поражающая центральную нервную систему (например, менингит), корь, скарлатина, дизентерия могут стать причиной заболевания.
• Если малыш перенес черепно-мозговую травму, например, при падении с высоты, если у него нарушены обменные процессы, это может привести к стойкому нарушению общего и психического тонуса и, как следствие, замедлить развитие ребенка.
Задержка речевого развития.
У малыша до года наиболее выражена моторика: если кроха держит головку, садится, ползает, встает на ножки тогда же, когда делают его сверстники (плюс-минус 1-2 месяца), то, скорее всего, все идет по плану.
На втором году жизни определяющим является становление речи, именно в этом возрасте умственная задержка нагляднее всего проявляется в задержке психоречевого развития. Врачи заметили, что обычно позднее начинают говорить не только дети с проблемами, но и «маленькие гении»: такова особенность развития их интеллекта. Для большинства детей определены следующие нормы психоречевого развития в 1-3 года.
1 год. Ребенок активно набирает словарный запас, узнавая названия предметов, людей, животных. Умение говорить прогрессирует стремительно: в 1,5 года малыш знает 30-40 сов, а в 2 года – в 10 раз больше. К 2 годам простые вопросы «кто?» или «что?» превращаются в вопросы «кто это?», «что это?». Малыш использует не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, он не только называет предмет, но и описывает его признаки и действия.
Первые фразы – вопросы и просьбы – появляются в речи у девочек в 1,5 года, у мальчиков в 2 года. Чем больше вопросов задает малыш, чем внимательнее он слушает, тем пытливее его ум, тем лучше развивается ребенок.
В 2 года происходит качественный скачок в умственном развитии: малыш начинает говорить. Он набирает по 100 слов в месяц, а к 3 годам знает уж 1,5 тысячи. Появляются вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «почему?». Последний свидетельствует о том, что ребенок не только знакомится с миром, но и хочет его понять. Плохо, если ребенок к 3 годам не становится «почемучкой».
В 3 года ребенок различает понятия «много-мало», «право-лево», умеет узнавать по одной детали целое (по длинным ушам - зайца), охотно рассказывает об услышанном, увиденном, пережитом. Предложения становятся сложными. Он способен заниматься одним делом до получаса, его игры становятся сюжетно-ролевыми: вот он шофер, вот - доктор для куклы. Дети этого возраста уже охотно начинают играть друг с другом. Сфера эмоций, очень тесно связанная с интеллектуальной, также совершенствуется: малыш чувствует, когда над ним смеются, умеет радоваться или обижаться, печалиться и тосковать, любит (и умеет выражать любовь). Кроха способен проявить доброжелательность, враждебность, зависть, сочувствие.
Внимательные мамы первыми подмечают тревожные признаки, которые по ряду причин мог не заметить врач. Не стоит делать выводы о развитии своего ребенка, сравнивая его с ровесниками, но подмечать, в каких местах малыш «буксует» имеет смысл. Например, упущенная проблема, связанная с моторикой, может оказать в дальнейшем влияние на все познавательные процессы: речь, мышление, память, воображение. Пострадает и личность ребенка: кроха станет застенчивым, ранимым, возбудимым.
Когда нужно быть тревогу:
• У малыша наблюдается нечеткость движений: его заносит при ходьбе, он неуверенно двигается, не способен играть игрушками, предназначенными ему по возрасту (например, не может собрать пирамидку).
• Ребенок запаздывает с вопросами. В этом случае родителям нужно стимулировать любопытство малыша, задавая ему вопросы и отвечая на них.
• Ребенок несдержан в выражении отрицательных эмоций: истеричен, агрессивен.
• Малыш не может выразить мысль, в результате нервничает, обижается.
• Он не слышит обращений к нему, произносит звуки неверно, а слова – невнятно. Возможно, проблема в дефекте слуха, нужно проконсультироваться с отоларингологом. При отсутствии лор-заболеваний, нужно заниматься с логопедом, занятия помогут поставить правильную речь, а также стимулировать умственное развитие.
• В 3 года ребенок испытывает лишь примитивные эмоции: удовольствие или неудовольствие и грубо выражает их.
• К 3 годам он не обрел навыков опрятности: ходит в памперсах, не показывает маме, что одежда грязная и т.п.
• Ребенок испытывает сложности с игрой: не умеет играть без участия взрослого, не умеет поддерживать игру, играет не с детьми, а рядом с ними. Действия малыша с задержкой развития напоминают механические и хаотичные: вместо того, чтобы укладывать куклу спать, он безо всякого сюжета достает ее и укладывает снова.
• Малышу сложно сосредоточиться на интересном занятии – для годовалого крохи норма составляет 15 минут, для трехлетки – 20-30 минут.
По материалам статьи Г. Шариной