Дата: 01/09/2006 | Читали: 2389437 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Наказание – не лучший способ решения конфликтной ситуации. Ребенок обладает достаточным разумом, чтобы понять, в чем он не прав. Главное для родителей – найти подходящие слова.
Маленький ребенок уже многое понимает. Например, сын, которому родители многократно обещали «никогда в жизни» не покупать игрушек, если он не будет убираться в комнате, отлично понимает, что он может и дальше и дальше не убираться, а игрушки ему все равно покупать будут.
Маленьким детям не требуются угрозы.
Дети требуют объяснения их проступка.
Малышка тянет ручку к хрупкой вазе. Мама понимает, что ваза упадет и разлетится на осколки: «Сколько раз повторять, не хватай вазу! На качели сегодня не пойдешь!» Дочка понимает, что ей не разрешают играть с интересной игрушкой, а карательные меры воспринимает как обиду.
Вот варианты действий на выбор:
1. Убрать вазу со стола.
2. Раз за разом объяснять девочке, что если ваза упадет, то разобьется.
3. Если ваза все-таки упала и разбилась – отправить малышку в комнату и лишить ее развлечений на качелях. Вы же обещали ей это. А обещания надо выполнять.
Разберитесь в ситуации.
Никогда не наказывайте ребенка, если то, что он сделал, он сделал просто потому, что он маленький.
Испорченные красками обои, облитая соком мебель – неминуемые проблемы на пути взросления. Объясните, что рисовать надо на бумаге, а не на стенах, но не ругайте его за это. Если ребенок залез к вам в ящик и сломал в нем какую-то вещь, ругайте за то, что он влез в ящик, а не за испорченные предметы.
Не ищите легких путей.
Шлепок – самый простой способ выразить недовольство поведением ребенка. Но далеко не самый эффективный. Вы сто раз просили дочку не прыгать на кровати, потому что сто первого прыжка кровать может не выдержать. Дочь снова резвится, и вы наконец шлепаете ее. Девочка соизмерит удовольствие от прыжков и неприятные ощущения от шлепка. Какие выводы она сделает? «Попрыгаю немножко, в конце концов от шлепков еще никто не умирал».
Ваша цель – внушить ребенку ответственность за свои поступки. Постарайтесь описать ребенку, что конкретно случится, поведи он себя так или иначе. Объясните, что прыгать можно и нужно на полу, на батуте. Покажите, как устроена кровать, объясните, что если она сломается, будет не на чем спать.
Меняйте тактику.
Когда вы в сотый раз повторяете, что за столом надо сидеть с ровной спиной, не ковыряться в зубах и говорить «пожалуйста» при просьбе, ребенок, скорее всего, уже не слышит вас. Он знает, что где-то в середине трапезы, мама произнесет речь на тему «каким я должен быть хорошим».
Удивите ребенка. Сообщите, что сегодня «мы играем в дикарей, будем есть руками, сопеть и чавкать». Со стороны это будет выглядеть смешно. Ребенок посмеется вместе с вами, и в следующий раз наверняка задумается.
Расставляйте приоритеты.
Некоторые вещи принципиальны. А некоторые нет. Не стоит ругать ребенка за то, что он хочет надеть именно эту вещь, а вам кажется, что лучше надеть другую. Прежде чем сказать:»Если ты не наденешь то, что я скажу, мы вообще никуда не пойдем», подумайте, есть ли повод для конфликта.
Экономьте слово «нельзя».
Когда мама на все говорит «нет», «не нужно» и «нельзя», для ребенка эти слова обесцениваются.
Крайние меры – в крайнем случае.
Слезы в глазах родителей – большое потрясение для ребенка. Ваши слезы (без криков и упреков) – одно из самых сильных наказаний. Не злоупотребляйте этим.
Преступления и наказания.
«Я его отшлепала, потому что слов он не понимает».
Это оправдание того, что вы не смогли найти нужных слов или сказали их в неподходящее время. Ребенок, которого отшлепали в первый раз за последние полгода, сделает выводы – «мама разозлилась», «мне запретили делать то, что очень хотелось делать» и, наконец, «кажется, я сделал что-то не то». Ребенок, которого шлепают за все подряд, сделает единственный вывод: «Мама разозлилась, но это скоро пройдет, я сделаю именно то, что и хотел сделать».
«Встань в угол, подумай о своем поведении».
Встать в угол, он, конечно, встанет. Но будет ли думать о поведении? Особенно если это угол детской комнаты. Помните, как в сказке про братца Кролика тот умолял Лиса «не бросать его в терновый кустарник»? Потому что терновый кустарник был его излюбленным местом, а враг об этом не догадывался.
«Останешься без сладкого»
Подходящий вариант наказания, если пирожное на ужин очень важно для ребенка. Вариант «останешься без ужина» не годится: малыш, конечно, был не прав, когда раскрасил кошку краской, но его желудок не должен из-за этого страдать. За проступки можно лишать привилегий, которые кажутся жизненно важными для ребенка (не являясь при этом таковыми). Лишите малыша просмотра мультика или похода в парк аттракционов.
«Не пойдешь в гости к Кате».
Не посвящайте в конфликты чужих людей: в этом случае вам придется рассказать Кате и ее маме, почему вы не пускаете дочку, а значит, вынести сор из избы. Или придется придумать что-то про то, что «дочке не здоровится», а значит, попросту соврать.
«Выучи пять стихотворений».
Наказание в виде заданий можно иногда практиковать. Главное – контролировать и проверять их выполнение. Если наказание ограничилось угрозой, и вы не проверили результат, в следующий раз это не сработает. Ребенок сделает вывод, что ваши слова ничего не стоят.
«Я его наказала и не знаю, что делать дальше».
Доведите дело до конца: сын «похозяйничал» в шкафу у родителей и устроил там беспорядок, вы запретили ему три дня играть на компьютере? Стойте на своем. Спустя три дня скажите ребенку: «Ты понял, почему я на тебя рассердилась?» Дождитесь ответа. Скажите: «Ты самый замечательный мальчик на свете, но всякий раз, когда будешь лазить по чужим ящикам, я буду тебя наказывать. У нас дома так не принято делать».
Елена Борилова, детский психолог.