Дата: 18/04/2008 | Читали: 2386378 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Они могут развивать, а могут подавлять, они будят воображение и закрепощают мышление, они учат быть добрыми и порождают агрессию. Все это – о мультфильмах.
Все что малыш видит с экрана, для него абсолютно живое и настоящее. Его воображение еще не в состоянии помочь ему домыслить и переосмыслить мультипликационную историю. Пока она может только копировать только то, что увидел. Вот почему очень важно, какой «свежести» мы покупаем для ребенка мультфильм.
У правильного и полезного мультфильма:
• Ясный рисунок и четкая графика. Проще говоря, персонаж узнаваем с первого взгляда.
• Герои – живые, «настоящие», а не схематичные.
• Тщательно прорисованы детали. Дети любят, ценят, запоминают любые мелочи. Вернее то, что для нас, взрослых, мелочи, для детей – символы.
• Яркие краски. Реальные, соответствующие действительности, не агрессивные цвета.
• Категория добра и зла должны быть отделены друг от друга, как север и юг. Добро побеждает зло и несправедливость: важно, чтобы именно так заканчивался мультфильм. Также психологи не советуют показывать мультсериалы, в каждой серии которых «зло» возвращается вновь. Плохой персонаж имеет шанс исправиться, стать лучше.
• Обратите внимание на внешность персонажей. Положительные герои должны быть симпатичными, или даже красивыми, а отрицательные – наоборот. Если же и те, и другие одинаковы, ужасны и страшны, у ребенка не окажется четких ориентиров для оценки их поступков.
• Мелодичная музыка (прекрасно, если это классическая симфоническая музыка). Песня из мультфильма становится хитом и начинает жить самостоятельной жизнью не только потому, что мультфильм был удачным – она хороша сама по себе.
• Удачный сюжет. Например, экранизация сказок, классики, но не только: многие неизвестные произведения благодаря мастерской работе мультипликаторов стали классикой отечественной анимации.
• Цензуре – да! Детское сознание «всеядно»: ребенок будет смотреть любой предложенный фильм. Поэтому вы лично выступаете в роли выпускающего редактора: сначала познакомьтесь с мультиком сами.
Мнение офтальмолога
• С регулярным просмотром мультиков лучше подождать до 3-х лет. Именно в этом возрасте глаза более-менее готовы к таким нагрузкам. Особенно это касается детей, у которых уже возникли офтальмологические проблемы.
• Расстояние между ребенком и телевизором должно составлять не менее двух метров. При этом малыш должен находится прямо перед телевизором, а не сбоку от него.
• Отводите глаза от экрана и смотрите в течение нескольких секунд на близкие предметы, например, на свои руки, пульт. Это нужно для снятия напряжения с глаз.
• Если малыш начинает тереть глазки ручками, пора заканчивать просмотр.
Книга или кино?
• И то, и другое, если это грамотный выбор. Всему свое время. Для мультиков – это первая половина дня. Не рекомендуется смотреть их перед сном, особенно легковозбудимым малышам. Вечером гораздо уместнее тихое чтение с мамой.
• Постарайтесь, чтобы сначала ребенок все-таки познакомился с книгой и лишь, потом увидел, как эта книга «оживает». Именно книга – первоисточник. И потом, момент узнавания так радостен! Кстати, песню также можно разучить задолго до того, как ребенок узнает, из какого она мультфильма.
• Выбирая мультфильм, сравните его с книгой: все чаще появляются мультфильмы «по мотивам», мало схожие с оригиналом.
• Мультфильм предлагает готовый видеоряд, и при просмотре работа воображения, безусловно, не та, что при чтении книги. Зато есть, что потом обсудить: какие новые герои появились в мультфильме, почему другой финал и т.п.?
• Хорошо, если знакомство с мультфильмом происходит в присутствии взрослого. Трехлетний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, поэтому проговаривайте то, что видите, комментируйте, объясняйте. После просмотра (иногда спустя какое время) ребенок наверняка захочет с вами что-то обсудить. Такие беседы, обсуждения, разговоры со временем войдут в привычку, и это будет важное совместное достижение.
• Понаблюдайте за игрой ребенка после просмотра мультфильма и вы поймете какое впечатление он произвел на малыша: какие новые интонации появились, нет ли жестоких действий и с каким из героев ребенок себя отождествляет.
• Купите игрушку, любимого мультперсонажа, и придумайте вместе собственные сюжеты. С детьми постарше можно написать рассказ о новых приключениях героя. Любимая мультяшка способна побудить к творчеству. Познакомившись с «Пластилиновой вороной», непременно захочется заняться лепкой. После «Капризной кошки» невозможно не взяться за карандаш.
Когда и сколько можно смотреть телевизор
• До 2-2,5 лет ребенку смотреть телевизор не рекомендуется. Ближе к трем годам (а лучше позже) продолжительность сеанса не должна превышать 15 минут (не более двух просмотров в день). Длинный мультфильм разбейте на «серии». Так даже интереснее! Потренируйте память: «На чем мы вчера остановились?»
• Диснеевские мультфильмы не рассчитаны на маленьких зрителей. Да и сам известный мультипликатор как-то обмолвился: «Возможно, секрет моего успеха в том, что все мои фильмы не бывают слишком детскими». Часто диснеевские персонажи наделены взрослой манерой поведения и речью. С классическими полнометражными мультфильмами - «Белоснежка», «Бэмби», «Русалочка» - начинайте знакомиться в 4-5 лет. На европейских дисках легендарного «Тома и Джерри» стоит маркировка «Для детей старше 6 лет».
• Передача «Спокойной ночи, малыши», которую некоторые смотрят чуть ли с рождения, рекомендована детям от 3-х лет. В более раннем возрасте детям трудно ориентироваться в сюжете передачи, а затем переходить к мультфильму. Психологи советуют сначала смотреть только первую часть передачи, а мультфильм записывать и просматривать в другой день.
По материалам статьи А.Варшавской