Дата: 07/12/2006 | Читали: 2386389 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Когда начинать учить иностранный язык?
Спешить не стоит. Да, малыши естественно и без видимых усилий овладевают родным языком. Да, эмигранты, меняющие страну проживания, свидетельствуют: их дети овладевают чужим языком быстрее и легче, чем взрослые.
Но задумайтесь - как усваивает малыш родную речь? Вокруг него постоянно говорят, обращаясь к нему или друг к другу. А он умудряется ухватить связь между названиями действий и предметов и звуковыми сочетаниями. Конечно, мы учим малыша произносить отдельные слова. Но чаще он поражает своими собственными открытиями, «выловленными» из потока речи - выражаясь научным языком, из речевого контекста. Дети эмигрантов тоже учатся говорить не только за счет специальных занятий (такие занятия организуются для приезжих в Европе и в США), но и за счет среды общения.
Естественное спонтанное усвоение родной речи и овладение чужим языком при смене языковой среды не имеют ничего общего с пятнадцатиминутными занятиями по обучению малыша иностранному языку два раза в неделю на базе центра развития, где воспитательница показывает ему картинки, на которых изображены «дог» и «кэт».
В этом случае отсутствует главное условие, обеспечивающее успех предприятия, - языковая среда, которая позволяла бы запустить в действие механизмы спонтанного усвоения языка.
Сможет ли мой ребенок без специальной подготовки успешно учиться в школе с изучением иностранного языка?
Количество слов, осваиваемых за 2-3 года дошкольного обучения, ребенок обычно без труда набирает за 2-3 месяца обучения в начальных классах.
Занятия иностранным языком для трехлеток в лучшем случае можно считать тренировкой памяти.
Маленький ребенок не может много заниматься. Его силы и время ограничены и в этом возрасте отпущены на другое: для правильного развития ему нужно много играть, гулять, рисовать - не только и не столько по указке взрослого, сколько по собственному желанию. И, главное, осваивать родную речь - за счет полноценного общения с детьми и взрослыми.
Поможет ли раннее изучение иностранного языка освоению родной речи?
Скорее наоборот. Если у ребенка к четырем-пяти годам обнаруживаются логопедические проблемы, занятия иностранным языком могут их усугубить, они требуют от речевого аппарата чужеродной артикуляции. Если не отработано произношение звуков родного языка, а ребенку приходится осваивать еще и иностранное произношение, нагрузка оказывается непосильной и тормозит общее речевое развитие.
Когда же можно приступать к занятиям?
Становление родной речи в основном заканчивается к пяти годам. Это и есть рубеж, когда родители должны принимать решение, водить малыша к логопеду или на занятия иностранным языком, совместимо ли первое со вторым и что-то на данном этапе важнее.
Нужна ли ребенку иноязычная няня?
С точки зрения моделирования языковой среды, это хороший вариант. В этом случае малыш действительно научится говорить на английском или на французском - на том уровне, который допускает его возраст. Но даже при наличии соответствующих средств в семье стоит семь раз подумать, прежде чем решиться на бонну.
Ребенок, осваивающий два языка в период становления речи, попадает в ситуацию двуязычия. А это явление опасное. Овладеть языком значит не просто запомнить слова, а научиться на языке думать, проделывать мыслительные операции. мышление малыша столь же несовершеннo, сколько и речь. И то, и другое находится в стадии становления, и процессы взаимосвязаны.
Можно ли в игровой форме знакомить малыша с иностранными словами?
В семьях, где родители владеют иностранным языком, детям рано начинают показывать книжки с картинками, называя рисунки по-английски (по-французски, по-немецки и т. д.), учат с детьми стишки и слушают песенки. Это нельзя назвать занятиями в прямом смысле слова. Обучение здесь индивидуально, ненавязчиво, растворено в общении ребенка и родителя и именно поэтому приносит удовольствие и маленькому, и большому. В таких занятиях, нацеленных скорее на общее развитие, нежели на четкий результат, нет ничего плохого.
Как правильно выбирать курсы обучения?
Когда речь идет о систематических занятиях, к которым ребенок будет готов к пяти годам, к выбору курсов и программ надо подходить придирчиво. За полгода-год до школы ребенку будет полезен подготовительный курс погружения в язык. Главная задача такого курса - не накопление слов с упором на их произнесение, а приучение уха к звучанию речевого потока на чужом языке. Занятия построены по принципу моделирования игровых ситуаций, близких к естественной языковой среде.
Обучение обычно происходит в игровой форме с музыкальными и динамическими занятиями (что само по себе полезно для ребенка). В идеале звучание русского языка на занятии должно быть сведено к минимуму. Тогда ребенок невольно запоминает слова и накопление словаря происходит спонтанно - так, как и должно происходить в этом возрасте.
А как учит язык ребенок в школе?
В школе чтение становится главной основой обучения иностранному языку. В реальной жизни книжная, текстовая среда вторична по отношению к разговорной речи. Но при изучении иностранного все происходит наоборот: разговорная речь является не основой, а следствием овладения книжной речью.>
И компьютерные программы, и обучающие мультфильмы, несмотря на использование и обыгрывание коммуникативных ситуаций, строятся с опорой на письменный образ слова.
Так что, как ни крути, «чтение - вот лучшее учение» иностранному языку.
Практика показывает, что к моменту окончания школы умения детей, желающих овладеть языком и начинающих изучать его в первом, втором и даже в пятом классе, вполне удовлетворяют требованиям вузов и самых строгих работодателей.
Марина Аромштайм, кандидат педагогических наук